Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 7

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности подготовки учащихся к аудированию при сдаче ГИА

Максимова А.В.

Учитель английского языка ГБОУ№179

 

Особенности подготовки учащихся к аудированию при сдаче ГИА

 

Федеральный образовательный стандарт второго поколения включает в образовательною область «Филология» иностранный язык  как учебный предмет в один ряд с родным языком и литературой, таким образом, иностранный язык участвует в формировании основ филологического образования и формирует коммуникативную культуру школьника.

Одним из видов речевой деятельности, развивающим коммуникативные умения и навыки является аудирование.

При организации процесса аудирования важно помнить его некоторые особенности:

 – в идеальном случае, речь должна быть аутентичной;

– темп речи должен быть естественным для данного языка;

 – восприятие текста без зрительной опоры не должно превышать полутора-трёх минут, со зрительной опорой — пяти минут;

 – мысленное представление (соединение зрительного и слухового канала) создаёт лучшую возможность для извлечения требуемой информации;

 – подкрепление артикулированием слухового образа облегчает процесс восприятия речи на слух, особенно в случаях, когда сформированный образ слова ещё не закреплён или какие-либо помехи затрудняют восприятие – речь, предъявленная мужчиной, воспринимается легче, чем речь женщины или ребёнка;

 – основная информация, выраженная в начале сообщения, понимается на 100%, в конце — на 70%, в середине сообщения — на 40%;

 – уровень избыточности информации должен быть естественным, а ключевая информация представлена известной для обучающихся лексикой;

 – чем сложнее текст для восприятия, тем большую значимость приобретают визуальные опоры и упражнения на снятие языковых трудностей, подготавливающие обучающихся к прослушиванию текста. 

Из многообразия упражнений для развития навыков аудирования каждый учитель должен найти такие, которые будут соответствовать целям и содержанию учебного материала, учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы обучающихся. Регулярные занятия по формированию навыков аудирования позволяют заполнить пробелы в навыках восприятия иноязычной речи, снять эмоциональный барьер и чувство страха перед аудированием. Важно помнить, что обучение аудированию осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами речевой деятельности, в рамках единой системы обучения иностранному языку.

При работе с аудиотекстом целесообразно делить упражнения на предтекстовые, текстовые и послетекстовые.

I. предтекстовые упражнения наиболее интенсивно управляют процессом восприятия иноязычной речи. Они способствуют

  • созданию у обучающихся мотивации, настроя на прослушивание текста определённого содержания,
  • снятию языковых (лексических, грамматических и фонетических) трудностей,
  • а также трудностей, касающихся страноведческой информации
  • составление ассоциограмм,
  • работа с иллюстрациями к тексту,
  • составление ряда картинок, прогнозирующих вероятный ход текста,
  • упражнения для обучения антиципации и многие другие.

Антиципация (лат. anticipatio, от anticipo — предвосхищаю), предвосхищение, заранее составленное представление о чём-либо

Для развития антиципации приостанавливать звучание текста (можно неоднократно) и побуждать обучающихся к прогнозированию продолжения текста.

  • Прослушать предложение и составить следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным.
  • Предложенный ряд картинок разложить в последовательности согласно содержанию текста.
  • Определить, кому из персонажей текста могут принадлежать предложенные реплики.
  • Обучающиеся сидят в кругу, учитель говорит шёпотом предложение одному ученику, он должен передать другому и т.д.
  • Один обучающийся выходит из класса. Учитель показывает остальным предложение и называет по одному слову из этого предложения каждому обучающемуся. Когда ученик входит в класс, все начинают произносить свои слова, его задача понять смысл высказывания, в идеальном варианте расставить все слова по своим местам, чтобы получилось "говорящее предложение”.

II. текстовые задания.

  • упражнения для развития фонематического слуха,
  • визуальный диктант,
  • ориентация по плану,
  • определение верных высказываний,
  • выписывание отдельной информации и другие.

III. Послетекстовые задания выполняют, как правило, контролирующую функцию.

Примеры упражнений, которые можно использовать на уроке.

  • Прослушать диалоги. Проставить номера диалогов под картинкой, соответствующей диалогу.
  • Прослушать монологи. Проставить номера монологов соответственно картинке.
  • Игра "Bingo”: Обучающиеся получают карточки с несколькими словами или цифрами. Учитель называет букву (цифру), если она есть в слове, её следует зачеркнуть. Когда зачёркнуты все буквы (цифры), обучающийся должен выкрикнуть "Bingo”. Учителю нужно точно знать, какие цифры стоят на карточках. На карточках могут вместо цифр быть картинки с изображением каких-либо предметов. Услышанное слово отмечается крестиком. Выигрывает тот, кто первым отметил все слова.
  • Визуальный диктант. Диктант можно использовать при прохождении тем "Город. Ориентация в городе”, "Квартира”. Обучающимся раздаются незаполненные планы города, квартиры или комнаты, в которых они, ориентируясь на слух, должны добраться до определенного места или расставить мебель.
  • Определить количество слов в услышанных предложениях.
  • В списке слов, словосочетаний или предложений отметить те, которые соответствуют услышанным.

Развитие навыков аудирования, как и других видов речевой деятельности зависит от конечной цели. В рамках сдачи ГИА подбор упражнений должен содержать такие виды заданий, которые помогут учащимся подготовиться к данному виду тестирования, учесть возможные ошибки

Категория: Мои статьи | Добавил: izuminka (16.08.2014)
Просмотров: 233 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: